Русская интеллигенция поддерживала пробуждение латышской нации во второй половине XIX века и в начале XX века. Цвет латвийской культуры и вдохновители первой Атмоды (Пробуждения), учились, формировались и получили поддержку в Санкт-Петербурге и в Москве.
Но именно в Санкт-Петербурге были заложены основы латышской живописи, науки, музыки и литературы, военного и юридического искусства, журналистики, книгоиздательства.
Латышский художник-передвижник К.ГУН (1830-1877) был профессором Петербургской Академии художеств.
Карл ГУН
Известный латышский художник Янис РОЗЕНТАЛС (1866-1916) учился у Владимира Маковского в Петербургской академии художеств. Другой известный латышский художник Вильгельм ПУРВИТ (1872-1945) был любимым учеником Архипа Куинджи в Петербургской академии художеств.
Почти все известные латышские композиторы конца XIX – начала XX века были связаны с Петербургом.
Известен был композитор Карлис БАУМАНИС (1835-1905) — автор национального гимна «Боже, благослови Латвию!», который долгие годы преподавал немецкий язык в Смольном институте Санкт-Петербурге, активно способствовал организации 1-го Вселатвийского праздника песни в 1873 году.
Петербургскую консерваторию по классам органа, композиции и валторны окончил Андрейс ЮРЬЯНС (1856-1922) — основоположник латышской классической музыки и дирижер трёх Вселатвийских праздников песни.
Известный композитор и музыкальный педагог, Язепс ВИТОЛС (1863-1948) окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, учился у Н. А. Римского-Корсакова.
В качестве профессора он с 1901—1918 в Санкт-Петербургской консерватории вел класс композиции. Среди его учеников — С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Я.ВИТОЛС был близким другом А. К. Глазунова и А. К. Лядова.
Язепс ВИТОЛС возглавлял Латвийскую национальную оперу, он являлся основателем Рижской консерватории (где он десятки лет преподавал) и организовал Объединения композиторов Латвии.
ВСЕЛАТВИЙСКИЙ ПРАЗДНИК ПЕСНИ
В российской столице учились ученик А.Римского-Корсакова, последователь Петра Чайковского популярный композитор Эмилс ДАРЗИНЬШ (1875-1910), композитор, будущий создатель первой латышской оперы профессор Альфредс КАЛНИНЬШ (1879-1951), будущий народный артист Латвийской ССР, композитор, фольклорист, главный дирижёр ряда Вселатвийских праздников песни Эмилис МЕЛНГАЙЛИС (1874-1854).
В 1903 году образовалось «Музыкальное собрание латышей латгальцев», просуществовавший до 1913 года и восстановленный в 1917 году. Его деятельность была сконцентрирована на обсуждении вопросов национальной культуры и языка, знакомстве с русской литературой (переводы произведений Ф.Достоевского), организации развлекательных вечеров. В обществе были созданы хор (рук. Я. ТУРС, ученик профессора Петербургской консерватории Я.ВИТОЛСА), симфонический оркестр, оркестр народных инструментов (основатель П.ЛУРИН), театральный кружок.
Петербург известен как центр младолатышского движения, развивавшего идеи национального возрождения. Столица Латвии Рига, в которой долгое время немецкое население численно преобладало, и которая была местом развития идеи единого народа Прибалтики на основе немецкой культуры, исключала условия для развития национальной латышской мысли.
Идеологи младолатышского движения могли себя проявить в местах расцвета общественной мысли, где массовые настроения не складывались неблагоприятно по отношению к латышскому языку и культуре.
В 1860-61 годы был создан дерптский кружок латышских студентов. Они избирают для себя местом деятельности вместо Дерпта (позднее Тарту) Петербург.
В их число входил писатель, фольклорист и просветитель, духовный лидер движения младолатышей и латышского национального возрождения Кришьянис ВАЛЬДЕМАР (1825-1891), поэт и общественный деятель, зачинатель латышской письменной поэзии Юрис АЛУНАНС (1832-1864) и латышский писатель, фольклорист, собиратель дайн – латышских народных песен, активный деятель прогрессивно-национального движения «младолатышей» Кришьянис БАРОН (1835-1923).
Их главным достижением было издание в Петербурге в 1862-65 годы газеты «Pēterburgas avīzes» (Петербургская газета). Газета распространялась в Латвии, а в столице была открыта латышская читальня. Издание газеты возобновилось в начале ХХ в. Одной из проблем, поднимаемых в ней, было противодействие немецкой ассимиляции, постоянной темой являлась критика «стыдливых латышей», ставших «псевдонемцами». На волне шедшей сверху в правлении Александра III критики немецкого присутствия в Прибалтике подобная направленность газеты получала одобрение властей и сочувствие либеральной общественности, возникла еще раньше идейная и организационная близость «младолатышей» и славянофилов.
Но все же Петербург не был тем местом, где могла бы беспрепятственно вестись критика засилья немецкой культуры, и газета была закрыта по требованию немецких пасторов столичной латышской общины. Тем не менее, притягательность Петербурга для национально мыслящей латышской интеллигенции сохранялась. Продолжалась издательская деятельность. Среди латышских периодических изданий чаще всего упоминают альманах «Дундури» (Оводы), издателями которого являлись П.ГУТМАНИС и Микелис АУСЕКЛИС).
Микелис АУСЕКЛИС (КРОГЗЕМИС) (1850-1879) латышский писатель, сатирик, переводчик, известен как выдающийся представитель народного романтизма и идейный вдохновитель «Дундури».
В 1880-е годы при Петербургском университете студентами был организован кружок, занимавшийся историко-этнографическими исследованиями латышей, в его составе были будущий латышский поэт, драматург, переводчик, политик, впоследствии народный поэт Латвийской ССР Янис РАЙНИС (Плиекшан) (1865-1929) и писатель, юрист и политический деятель, а впоследствии известный революционер-большевик Петерис СТУЧКА (1865-1932).
Старейшим обществом, объединявшим латышей, проживавших в столице Российской империи, было «Благотворительное общество петербургских латышей», основанное в 1878 году. С 1895 по 1917 год действовало «Латышское общественное собрание», имевшее своей целью содействие общественной, культурной жизни латышей, проживавших в Петербурге. Духовно-нравственное развитие латышского населения города было определено задачей «Латышского общества образования «Отросток» (1911-1914 гг.). Изучение истории, культуры народа и их пропаганда являлись целями работы общества «Культура». В программу работы каждого общества входили непременные концерты, лекции, диспуты, развлекательные вечера.
В 1890 годы действовала студенческая группа, принадлежавшая к так называемому «новому течению», существовал кружок латышских художников. К этому времени относятся и действующие в Санкт-Петербурге латышское общество, имевшее отделения научно-литературное, общественно-экономическое и др., латышское музыкальное собрание.
Свое объединение имели латгальцы, первоначальной формой которого было религиозное единство и земляческие связи. В конце 1890-х годов представители духовенства, учащейся молодежи и интеллигенции начали регистрацию латгальцев Петербурга и повели агитацию за создание их общества. Возникло народное движение «Аtmoda» (Пробуждение). Активное участие принимали Франц ТРАСУНД (1864-1926), Франц КЕМП (1876-1952), Никодем РАНЦАН (1870-1933), братья Бенедикт СКРИНДА (1869-1947), Казимир СКРИНДА (1875-1919) и Антон СКРИНДА (1881-1918).
В 1910 году было организовано общество «Gaisma» (Свет), ставившее целью распространение просвещения среди латышей, оно издавало первую латгальскую газету под одноименным названием.
Статья подготовлена редакцией «AUSEKLIS» для
СПб ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей»